Родителям о ФГОС
Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного
возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а
совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую
готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие
дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском
саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре,
а не в учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от
стандарта начального образования еще и тем, что к дошкольному образованию не
предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы.
Здесь необходимо понимать, что если к дошкольному образованию будут
заданы требования к результатам, аналогичные тем, что присутствуют в стандарте
начального образования, то мы лишим детей детства, не учитывая самоценности
дошкольного периода жизни и специфики психического развития детей-дошкольников.
Будет упорно осуществляться подготовка детей к школе, где постоянно будет
проверяться уровень предметных знаний, умений и навыков. И ко всему к этому
образовательный процесс будет выстраиваться по подобию школьного урока, а это
противоречит специфике развития детей дошкольного возраста.
Поэтому, в дошкольном образовании определены две группы требований, а
не три, как в стандарте начального общего образования. Это требования к
структуре программы дошкольного образования и требования к условиям ее
реализации. Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру,
где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется
сама природа дошкольника. Факт повышения роли игры как ведущего вида
деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места, безусловно,
положителен, так как в настоящее время на первом месте стоит занятие.
Необходимость отказаться от учебно-дисциплинарной модели образовательного
процесса – отказ от специально организованной деятельности уже давно назрела.
Ведущими видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная,
двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо
отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы
работы с детьми. Таким образом, новые стратегические ориентиры в развитии системы
образования следует воспринимать позитивно. Во-первых, система дошкольного
образования должна развиваться в соответствии с запросами общества и
государства, которые обнародованы в этом приказе. Во-вторых, в приказе много
положительного:
- Желание сделать жизнь в детском саду более осмысленной и интересной.
- Создание условий для того, чтобы воспитатель мог учитывать особенности
развития, интересы своей группы, специфику национально-культурных и природных
географических условий, в которых осуществляется образовательный процесс и
многое другое.
- Попытка повлиять на сокращение и упрощение содержания образования для детей
дошкольного возраста за счет установления целевых ориентиров для каждой
образовательной области.
- Стремление к формированию инициативного, активного и самостоятельного
ребенка.
|